golovin1970 (golovin1970) wrote,
golovin1970
golovin1970

Category:

Вячеслав Рубский "Чтобы выйти из дискурса жертвы, надо уничтожить Бога, как элемент иерархии"

Я давно делал попытки разобраться в христианском мировоззрении как бы изнутри, давно пытался понять, как же христиане осмысляют проблему, зачем Бог стал человеком? Ведь там сразу выскакивает какая-то абсолютно дикая идея, что Богу совершенно необходимо было принести себя в жертву самому себе, чтобы спасти людей от самого себя. Узнав про такой ответ, у меня никогда не проходило удивление: что это за интеллектуальные шизофреники рядом со мной живут? И наконец я встретил среди них первого нормального человека. Это о. Вячеслав Рубский. Он хоть и не разъяснил, зачем Бог стал человеком, но он определенно заявил: я не шизофреник. Отвергнув добрую половину написанного христианами за две тысячи лет, Рубский говорит, что его Богу никакие жертвы не нужны, служения себе он не требует, что никого наказывать Бог не собирается, поэтому спасаться от его наказания тоже никому не нужно. И много еще чего Рубский наговорил, что совершенно выбивается из моего представления о современном православии.
Говорит, а не пишет, он потому, что ему года четыре назад было приказано удалить свой ЖЖ и вообще ничего не писать в социальных сетях. ЖЖ он удалил, никаких текстов с его нынешними идеями в открытом доступе нет. У него есть единственное окно в мир - канал на Ютубе. Но и он, я очень боюсь, в любой момент может закрыться. Так что, смотрите, пока есть возможность!
Ниже моя расшифровка с его "чаёвни" "Христианство и жертвоприношение". Далеко не всё я расшифровал, только главные идеи, примерно треть общего объема лекции.


Жертвоприношение служит не религии, а иерархии. Которая находится в религии. Жертвоприношение обеспечивает формы поклонения низшего высшему. Если кто-то главнее, то ему и приносят жертвы. Или дань, оброк. Все религии проповедуют дискурс насилия. Все религии служат насилию и являются подменой богопоклонения. Даже Бог, попадая в эту ситуацию, оказывается главным насильником…
Дискурс жертвоприношения чужд господу нашему Иисусу Христу. Христос ломает стержень мировых религий, то на чем они стоят, подавление одного другим от имени Бога. Он сказал, что сын человеческий пришел не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы самому послужить. Он мыл ноги ученикам, он говорил: Не называю вас рабами, а называю вас друзьями. Христос показал, что в Богопоклонении не может быть подавление одного другим, иначе само богопоклонение превратится в подавление и ближнего, и себя, и Бога.
Христос отменяет саму идею, чтобы кто-то служил Богу хоть в чем-то. Нельзя подавлять другого и точка!
Линия учеников Христа двоится. С одной стороны они помнят, что надо любить друг друга, служить ближнему, с другой стороны они отправляются на агрессивнейшую миссию, которая должна уничтожить почти полмира. Миссия, которая отряхивает пыль с ног и возвращается к апокалиптическому реваншизму: мы должны взять реванш у этого мира (за распятого Христа – Я.Г.) … Что сделали апостолы? Они сказали: «Христа распяли? Вот за это им влетит! Вот это они нарвались!» А ведь Христос потому пошёл на крест, чтобы все поняли, что не нужно насиловать других, не нужно проявлять агрессию...
На языке христианства была большая ошибка, которая звучала так: Христос принес себя в жертву, удовлетворив навсегда разгневанный интерес отца. Интерес нас убить. Казалось бы, вот эта огнедышащая пасть забита кляпом по имени Иисус Христос. Но ведь сам идея «жрать» осталась. Не отменена главная идея жертвоприношений: Раз он выше, значит, мы должны приносить ему жертву…
Посмотрите 10 главу послания к Евреям. Там чистая шизоидность. Там сказано: Богу не нужны жертвы … поэтому Христос приносит себя в жертву. И так как его жертвою мы все искуплены, нам не нужно приносить себя в жертву… но если мы ведем себя не жертвенно, если мы не приносим себя в жертву иначе, то та жертва (Христа) уже не работает и тогда «страшно впасть в руки Бога живаго»!
Нужно выпрыгнуть из дискурса жертвы. Мы можем отрицать жертвоприношение барана сколько угодно, но мы вернёмся и скажем: Жертвы нужны! Монахи – это класс, они ведь жертвуют Богу всю свою жизнь! Безбрачие, нестяжание, послушание – это всё монашеские обеты, жертвоприношения Богу. Бог же требует жертв!
Когда монах приносит жертвы, надо вынести икону «Смеющейся Иисус» и сказать: Бог смеётся над тобой!
Рене Жирар говорит, что есть всего два дискурса понимания жертвоприношения: оправдание жертвоприношения и осуждение жертвоприношения. Один из путей оправдания жертвоприношения – сакрализация жертвы…
Смотрите, существует механизм уничтожения человека, такое жертвенное горнило. Туда кидать Христа нужно? Конечно, нужно, говорят христиане, это же хорошо, потому что без этого жертвоприношения нам бы было плохо. В результате этого жертвоприношения добрый Бог пошлет нам помилование. Мы становимся на сторону тех, кто оправдывает механизм жертвоприношения. Мы хотели взорвать этот механизм, послав на распятие не какого-нибудь там барашка, а послав Христа. Не случайно мы оговариваемся, что это агнец Божий. Мы его не рассматриваем как фигуру важнее жертвоприношения, мы его рассматриваем как фигуру, подчинённую идее жертвоприношения. Он становится меньше, чем эшафот, на который восходит. И эта пожирательная машина его пожрала, прихрюкнула и довольна. Что хотел Иуда? Чтобы столкновение фарисеев и Христа закончилось в пользу Христа. Что хотели христиане? Чтобы уже состоявшееся столкновение фарисеев и Христа, закончившееся распятием Христовым, закончилось в пользу Христа. И они так дело и представили: всё в пользу Христа. Это он так придумал пожертвовать ферзём и так выиграть гроссмейстерскую партию…
Мы говорим: Возлюби ближнего, как самого себя… И дальше Смеагол начинает крутить головой и говорить: Иначе придется тебя убить! Принести в жертву! Мы начинаем хорошо, но дальше попадаем в туннель понятий, апеллирующий к самому себе. Чтобы выйти из дискурса жертвы, надо уничтожить Бога, как элемент иерархии. А для этого нужно уничтожить вообще понятие об иерархии. Как это делал Христос! Вы думаете, он жеманничал или смиренничал, когда говорил, что кто хочет из вас быть больше, пусть будет всем слуга. Что умывал ученикам ноги просто так? Нет, это была попытка донести, что хочет от вас Бог: уничтожить эту вертикаль. Почему он ел и пил с блудниками, грешниками, самарянами и т.д.? Потому, что он хотел показать, что не должно быть стратификации никакой, не должно быть деления, так, чтобы Бог был вверху. Бог не вверху, если угодно, он внизу. Надо убрать эти понятия: верх и низ.
О евхаристии. Все религии основываются на жертвоприношении. Давайте считать, что наше кофе со сгущенкой (берет чашку) – это и есть жертвоприношение. Сразу возникает возмущение: а как же наше служение? …Для Христа тайная вечеря – это, прежде всего, пребывание с людьми. Почему он говорит: «Где двое или трое…» ? Почему не три-четыре или пять-шесть? Мы его не понимаем, мы думаем: два-три – это хорошо, а семь-восемь – это лучше. Два-три – это число, которое позволяет человеку угостить другого. Ты можешь сказать: «примите и ядите!» только, когда вас несколько, лучше два-три. А когда много – то так угостить не получается. Потому что надо прежде с кого-то собрать деньги. Когда христиане собираются в количестве двухсот, кто-то страдает: или сами христиане или спонсор. Помните, на чем спалилась иерусалимская община? Богатые стали думать: Ничего себе, такую шоблу кормить каждый раз! Это уже неравное равенство, когда один дает много, другой приносит пятак. Это не равенство, а подавление одного другим. Истинное равенство может быть только, когда двое или трое. Когда каждый достал свою рыбку и говорит: Вот тебе кусочек! Он не пострадал от этого, ему это не в напряг, он не служит. А накормить десять или двадцать – он уже служит, он уже страдает. Вот у нас Лариса долгое время страдала, тем, что она должна была всем налить чай. Это было целое служение, на которое должен был быть выделен целый человек. Это уже не евхаристия, это служение языческим богам. Потому что идёшь и пашешь. А Христос говорит: давайте, когда вам не в напряг, просто давайте! Когда это будет легко и непринуждённо. И вот это будет жертва во имя любви. Потому, что если кто-то делится напрягаясь, он потом отомстит, он возьмет реванш.
Кстати, с чего начал Петр свою проповедь, если структурно смотреть? Вы распяли Господа! Что же нам делать? Покайтесь!
Вот я вам говорю какую-то речь, где вы оказываетесь виноватыми. Вы вопрошаете: что же делать? (Я отвечаю ) Унижайтесь! И все становится на свои места: вы будете внизу, Петр где-то посредине, а Господь Славы, которого вы распяли, возьмет свой реванш. Все станет на свои языческие места. Миссия сегодня как понимается? Надо пойти и рассказать людям, чтобы они уверовали и были спасены… От кого спасены? От того же самого Бога, который их спасает…
Дискурс любви Христос засвидетельствовал на кресте. Он показал: люди, вы поклоняетесь Богу так, что вы должны и хотите кого-то уничтожить. В саму идею поклонения Богу заложено уничтожение другого. И с тех пор, как христиане стали интерпретировать эту жертву как необходимую, они стали уничтожать других. А они сразу стали интерпретировать эту жертву как необходимую!
Время от времени наши православные святые отцы всё-таки выныривают из этого потока и говорят: Господь всех любит, никому не мстит, ни на кого не гневается, он не хочет никого уничтожать, ему не нужны жертвы…
Нас хватило на то, чтобы отвергнуть жертвоприношение баранов, козлов и других животных. Нас хватило, чтобы отвергнуть жертвоприношение от урожая. Но все равно идея осталась. Не выскребли до конца. Знаете, когда аборты делают, и не выскребут до конца, оно гниет… Если мы сейчас не выскребем это, ничего не получится с христианством. Это будет обычная деспотичная религия, как калька повторяющая религию Кецалькоатля. Требующая жертвы и обещающая за это какие-то бонусы.
Резюме: Господь Иисус Христос дал нам откровение выше нашего понимания. Заратустра что делал? Боролся с Дэвами. Муххамед боролся со своими оппонентами. Шри Чайтанья призывал на себе замкнуться, асоциально себя вести. А Христос призывал к горизонтальной социальности и понимания религии как горизонтального явления. Поэтому отменялись жертвы, которые преследуют укрепление вертикали. Мы не приносим в жертву людей, но мы приносим в жертву людей вербально. Спасутся ли Свидетели Иеговы? В 21 веке над этим уже хихикают, а вот я в 90-е читал статью Игнатия Брянчанинова и там было, что по логике – не спасутся. И мусульмане не спасутся, какими бы они не были добренькими. Во Христа не верят, а Христос в 14 главе от Иоанна что сказал? Придет и обличит грешников и первое, что упоминает: в неверии. Ну а как обличает Святой дух, вы знаете: его один раз на деньги хотели развести, так он так обличил, что мало не показалось…
Если человек не выйдет из дискурса оправдания жертвоприношений, он не может быть христианином. Он всё равно возьмется за своих идолов. Он скажет: идол требует, я ему служу, он доволен мной. Хозяин мной доволен. Не всё ли равно, как его зовут? Аполлон или ещё как.
Хочу в конце православных похвалить. Именно наши подняли голос в полемике с католиками о догмате искупления. Мы подняли целую кучу цитат из святых отцов, которые отрицают жертвенность как таковую.
Вопрос Рубскому из зала: А как же из псалма Давида «Жертва Богу – дух сокрушен»? Ответ. Тут та же модель: ты принеси ему дух сокрушен, то есть свою скукоженность перед Богом. Вы же знаете, какой я добрый: если передо мной хорошо скукожиться – всё будет окей. Давид – лучший, но Давид - ветхозаветный… Ветхий завет, это, как говорил апостол Павел, созерцание Бога через тусклое стекло. Через такие дискурсивные очки, где всё видится через насилие.

(это мой пост на фейсбуке от 26 мая 2020 года)
Tags: Рубский, Христианство
Subscribe

  • Довлатов.

    год 2018 страна Россия, Польша, Сербия режиссер Алексей Герман мл. В главных ролях: Милан Марич, Данила Козловский, Хелена Суецка, Ева Герр,…

  • Игры престолов.

    Про этот сериал я впервые услышал в связи с "распятым мальчиком" в Славянске в 2014. Ну услышал и услышал, потом опять на три года не…

  • Спящие

    "Я предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить" - заявил режиссёр Юрий Быков . Я увидел его заявление и решил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments