golovin1970 (golovin1970) wrote,
golovin1970
golovin1970

Category:

П.Вайль и А.Генис о повести "Тарас Бульба"

После написания текста о "Тарасе Бульбе" я посмотрел, что пишут об этом другие люди.

Вот некая большая работа, возможно курсовая, о сборнике «Миргород» http://www.bestreferat.ru/referat-30280.html. Здесь что ни слово, то всё ложь, передёргивание, патриотическая сусальщина и нравственная слепота:

Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны... В них (героях Сечи) видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера... Всю повесть пронизывает мысль о нерасторжимом единстве двух братских народов - украинского и русского... и т. д. Вот против всего этого я и писал свои заметки.

Вот то ли реферат, то ли сочинение некого Ефима Макаровского http://www.bestreferat.ru/referat-74761.html, который пишет почти тоже, что и я. Он, кстати, утверждает, что евреи никогда в аренды церкви не брали, это  ложь и «кровавый навет». Вполне допускаю.

Прочитал я главу о «Тарасе Бульбе» в книге «Родная речь» достойных и умных людей, западников П.Вайля и А. Гениса. И она оставила у меня двойственное чувство. Они пишут, что Гоголь видел себя русским Гомером, но у него всё сплошь получались либо маленькие люди, либо нравственные уроды. И что он обещал третьем томе «Мёртвых душ» показать колоссальные образы, совершенного русского человека, «русского богатыря» и «прекрасную девицу». А «Тараса Бульбу» он видел как некоторый малый эпос, предворяющий большой «Мёртвые души», некую «Иллиаду», предваряющую гораздо большую по объёму «Одиссею». И в этом малом эпосе он показывает героев, «достигших пока только эмоционального совершенства». Они приводят примеры параллелей и прямых заимствований Гоголем у «Илиады».  Для эпоса главная добродетель – доблесть и ей всё оправдывается. Прекрасен враг греков Гектор, прекрасен и предатель Андрий. Генис и Вайль очень точно пишут, что «эпический герой – вовсе не герой в системе представлений нового времени, и уж конечно – не положительный герой». И что просвещённые современники Гоголя (и мы) оценивали героев не только и не столько по их доблести. И вот, осознав эту проблему и стремясь сделать из просто доблестных разбойников «Миргорода» положительных героев для своих современников, Гоголь во втором издании обосновывает все действия и преступления казаков идеологически, а именно тем, что всё это они делали ради Веры, Товарищества и Отчизны. До этого момента мне такую интерпретацию внутренних мотивов творчества Гоголя было читать довольно интересно и ничего несогласного со мной я не находил. И теперь встаёт вопрос: Ну и что, получился у Гоголя эпос? или получились из казаков «Тараса Бульбы» положительные герои? Как я понимаю, Генис и Вайль положительно отвечают на этот вопрос. Они пишут, что написать патриотическую книгу очень легко, но хорошую патриотическую книгу – почти невозможно, но Гоголю это удалось. Что единственный раз русскому писателю удалось написать строго идеологическую книгу такого высокого класса. Что герои Гоголя язычники, и их вера – не христианство, а патриотизм. Да не удалось, господа, Гоголю написать хорошую патриотическую книгу даже для своих современников, не говоря уже про нас! Не может человек с незамутнённым нравственным чувством восторгаться этими героями при всех их восклицаниях об Отчизне, Товариществе и Русской земле. И полтора века назад, при Гоголе, не мог, и тем более, сейчас не может. И невозможно писать ни в XXI, ни в XIX веке эпос, восторгаясь только доблестью и «эмоциональным совершенством», и не учитывая тот нравственный прогресс, который человечество проделало со времён Гомера.

Tags: Гоголь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments