golovin1970 (golovin1970) wrote,
golovin1970
golovin1970

Categories:

Астрид Линдгрен - 100 лет

Вчера исполнилось 100 лет со дня рождения Астрид Линдгрен. Её жизнь начиналась при лучине, а закончилась при интернете (в 2002, в 95 лет). Её детство было счастливым и безоблачным. У неё есть один необычный для неё рассказ – рассказ о любви её родителей. Они были простые крестьяне, но прежде чем пожениться много лет писали друг другу любовные письма. В 19 лет Астрид родила сына (не ясно от кого), но воспитывать его вроде как не было ни места, ни денег не было. Почему его нельзя было отдать в родительский дом, я это специально не исследовал. Он отдала его в приёмную семью, которая жила в Дании. Опять же не знаю, как часто она с ним могла видеться и виделась ли вообще. Может, её занятие детской литературой можно психологически объяснить чувством невыполненого долга перед сыном. Потом она некоторое время работала в Стокгольме, в какой-то момент стала секретаршей в издательстве и вышла замуж за директора (Линдгрена) когда ей было 24 года. Она забрала сына к себе и вскорости родила дочь. Её муж умер, когда ей было 44 года и оставшиеся ей 50 лет она прожила одна.

Первую свою книгу о Пиппи она написала в 1945 году. Дата интересна в двух смыслах. Первый понятен – Европа в руинах, но в книге никаких отзвуков этого не присутствет. Второй – Линдгрен уже 37 лет и это редкость для дебюта. Дебют в собственном смысле был на год раньше, но самая первая книга успеха не имела. Успех же Пиппи был огромным. Уже 60 лет это детская книга номер один в Швеции. Пиппи – это детская мечта о свободе. Она живёт в доме одна без родителей, может ложиться и вставать, когда хочет, есть конфет, сколько влезет, а денег у неё полный сундук. У неё есть собственный конь и обезьянка и она не ходит в школу. А ещё у неё огромная физическая сила и ей не страшны никакие обидчики. И здесь речь не идёт о том, что дети готовы ради всего этого остаться без родителей. Но помечтать о жизни без родительских ограничений и условностей взрослого мира естественно для всех детей. Говорится, что Пиппи – одна из родоначальниц шведского феминизма – как-никак абсолютно самостоятельная и независимая женщина. Фильм о Пиппи был снят ещё в начале 70-х. Съёмки проходили в фантастическом городе – Висбю, на острове Готланд. Кинообраз слился с литературным образам и никто Пиппи иначе не представляет. Насколько я знаю, девочка, сыгравшая Пиппи и ставшая символом Швеции, ничем дальше не прославилась. Недавно появился длинный мульт-сериал о Пиппи. Не ясно, насколько дальнейшие приключения Пиппи имеют отношение к Астрид Линдгрен.

В книге о Пиппи важен образ, сюжета там мало, пересказывать там нечего. Мне гораздо больше нравится серия рассказов про Эмиля. Там есть что пересказать ребёнку. Там нет фантастики. Пиппи можно воспринимать как плод воображения её друзей: Томми и Анники. Эмиль – ребёнок в реальном времени (1910-1920) и реальном месте. Похоже чем-то на Денискины рассказы. С одной стороны – обычный ребёнок, с другой – на его голову выпадает столько необычных случаев, что хватит на десятерых. Первый рассказ об Эмиле Линдгрен написала в 1960-е, а последние в 1985-1986, в 78-79 летнем возрасте. Ещё две серии реалистических рассказов – про детей из Бюлербю и про детей с острова Сальткрокан. Про детей из Бюлербю я читал ещё в детстве, про детей с Сальткрокан – уже сейчас. Как и про Эмиля всё читалось на одном дыхании. Общее у всех этих книг – какое-то абсолютно счастливое детство. Дети не только между собой не дерутся, но, практически не ссорятся. У них почти полное взимопонимание с родителями. И родители живут друг с другом в мире, согласии и любви. Каких-либо «отрицательных» детей не существует вообще, а «отрицательные» взрослые существуют где-то на перефирии райского уголка. Книга про детей из Бюллербю была издана в СССР в начале 70-х. Там есть несколько изъятий из оригинального текста и одно из них – эпизод, где говорится о том, что этот рай на Земле имел место быть во время второй мировой войны.

Популярность в СССР книг про Карлсона - какая-то культурологическая загадка. В Швеции это далеко не главная книга Линдгрен, даже не вторая и не третья. Всё равно, что где-то в Швеции милионными тиражами разошёлся бы роман Достоевского «Село Степанчиково». Карлсон, в принципе, плод воображения Малыша и в первой книге он появляется только тогда, когда Малыш остаётся один. Но Линдгрен дальше делает сильный ход – встреча родителей с Карлсоном в конце концов происходит. То есть, малыш не врал, Карлсон действительно существует, и все обвинения от родителей снимаются. Вот в этом и заключается главная особенность Линдгрен – она всегда на стороне ребёнка. Мир взрослых у ней всегда оказывается более или менее посрамлённым, мир ребёнка торжествует.

P. S. После полутора десятков комментов в комъюнити "Что читать" http://community.livejournal.com/chto_chitat/2800508.html?view=42817660#t42817660 я дописываю несколько слов.

Хутор родителей Линдгрен находился возле городка Вимербю. Там она окончила школу и начала работать корректором и репортёром в местной газете "Вимербю тиднинг". Сына она родила от главного редактора. Как сказано в шведской Википедии, редактор хотел жениться на ней, но она отказала. В 1930 году Линдгрен забрала сына из приёмной семьи и отвезла в родительский дом. Там он прожил около года до её замужества в 1931.  Сразу после замужества она въехала в квартиру мужа на Оден-план (весьма престижное место) и прожила там до самой смерти. Хотя могла себе позволить виллу, и не одну. Деньги предпочитала раздавать и платить налоги. Всю сознательную жизнь была членом социал-демократической партии Швеции.

Tags: Литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments