golovin1970 ([info]golovin1970) wrote,

Борис Кагарлицкий

Был вчера на лекции Бориса Кагарлицкого о современном кризисе. Лекцию можно посмотреть и послушать по этой ссылке http://svpressa.ru/society/article/21856/
Имя Бориса Кагарлицкого я помню ещё со времён перестройки. Он вроде бы организовывал социалистическую партию. Потом читал его в "Новой газете". Помню его нашумевшую статью "Партизанщина" о том, что партизанское движение в принципе победить невозможно в современных условиях, что лучше даже и не пытаться. Ещё помню, что он организовывал митинг левых против войны в Чечне и говорил, что мы единственная сила, кто выступает и против действий России в Чечне, и против действий американцев в Ираке.
На лекции он говорил о том, что только мы, левые предрекали кризис ещё в 2007 году, на нас смотрели, как на шутов. В России сначала говорили о том, что как хорошо, что у них кризис, России это выгодно. Потом - что и у нас тоже, но мы к нему готовы. Сейчас, что дно кризиса пройдено. Но по мнению Кагарлицкого - ничего подобного. Будет вторая волна. А после второй волны начнётся подъём, но для России это плохо, так подъём предполагает дешевые цены на энергоносители. Ну и что этот кризис нельзя рассматривать как рецессию, простой спад. Он системен и преодолеть его можно только системными изменениями (изменив  капиталистическую систему на социалисическую, надо полагать) , а не латанием дыр, финансово поддерживая  тонущие предприятия. Лекцию он подытожил словами, что 2008 год - год финансового кризиса, 2009 - год промышленного кризиса, 2010 - год социального кризиса и 2011 - год политического кризиса. Улыбаясь он говорил, что будет интересно.
В связи с этой лекцией меня посетили вот какие мысли. Когда-то я думал, что существуют какие-то очень умные люди и целые институты, которые в совершенстве овладели теорией и методами социальных наук, перелопачивают гору социологических и финансовых отчетов и в конце выдают некие оценки текущей ситуации и прогноз на будущее. И что их выводы точно так же детерминированы первичными данными, как прогноз погоды детерминирован данными метеостанций. Но похоже, дело обстоит совершенно не так. Для таких глобальных оценок и прогнозов, как какова природа кризиса, когда он завершится, какие методами надо его преодолевать и т.д. нет никаких теорий и методов. Любая оценка тут определяется здравым смыслом и имеющейся у человека картиной мира гораздо в большей степени, чем количеством прочитанных им социологических и финансовых отчётов. Как мне кажется, у Кагарлицкого со здравым смыслом всё в порядке, и это важнее каких-то формальных регалий или того, что он написал десять книг. Мне он видится очень вменяемым левым. Его идеи, что неправильно давать деньги олигархам, что частное предприятие не всегда эффективнее государственного, что и рабочие, и автомобилисты, и авиадиспетчеры, и чеченцы имеют право отстаивать свои права, я вполне поддерживаю. Только не понятно, что ценного Кагарлицкий может найти для себя у Ленина, Че Гевары, команданте Маркоса и т.д.
Tags: Политика

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments

[info]iouripopov

March 11 2010, 23:17:12 UTC 2 years ago

Не подскажете, где Кагарлицкий печатается сейчас. Сначала я читал его в Новой, потом на vz.ru, а теперь нигде не могу найти.

[info]golovin1970

March 11 2010, 23:37:29 UTC 2 years ago

Сам Кагарлицкий рекламировал http://www.rabkor.ru/
Сайт его института http://www.igso.ru

[info]iouripopov

March 12 2010, 06:09:34 UTC 2 years ago

Спасибо.

Немного о содержании поста.

> Для таких глобальных оценок и прогнозов, как какова природа кризиса, когда он завершится, какие методами надо его преодолевать и т.д. нет никаких теорий и методов.
В век тотальной свободы слова мы не можем адекватно оценить, есть верные теории и методы или их нет. Проблема в громадной и практически всегда сознательной избыточности информации. А если еще наши идеологические кумиры лгут, то, вообще, дело добывания правдивых теоретических выкладок становится неподъемным.

[info]golovin1970

March 12 2010, 09:54:35 UTC 2 years ago

Согласен, что есть проблема избыточности информации. Но лучше так, чем отсутствие свободы слова.

[info]iouripopov

March 12 2010, 10:31:22 UTC 2 years ago

Вот честно, я уже не знаю, что лучше. Картина мира, которая у меня сложилась после довольно тщательной фильтрации информации, не сильно отличается от той, которая у меня была после изучения истории в советской школе.
Вроде бы, в общем случае свобода слова лучше, но если вдаваться в детали...

[info]fanny_caplan

March 12 2010, 04:20:47 UTC 2 years ago

Надо же, а я и не знала, что он до сих пор как-то функционирует в политике... Тоже его помню с годов так 87-89, очень активным был, а потом исчез куда-то.

[info]alex_dignus

March 12 2010, 10:54:25 UTC 2 years ago

хехе, не знаю как там в РФ, но единственные на Западе, кто реально предрекал кризис именно такого типа были самые что ни на есть анти-левые (экономисты либератарианских взглядов), а не леваки. леваки (кейнсианцы и прочая соцдемовская шушера) типа Кругмана сидели все годы и пищали от восторга: типа видите, какой рост и процветание - дадите больше госрегулирования - будет больше процветания и т.п. они люто высмеивали экономистов, которые смели говорить о болезненности современной финансовой системы из-за вмешательства в ее дела гос-ва.

есть, конечно, и кликуши типа российского Хазина, которые уже лет 20 постоянно трындят "будет кризис и жопа доллару" - просто потому, что кризисы иногда случаются подобные клоуны бывает оказываются правы и тогда развивают вообще ого-го какую активность :)) как бы этот ваш Кагарлицкий не был из таких же ;)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…