jag

Журнал Ярослава Головина

Политика, история, философия, жизнь

Previous Entry Share Next Entry
Юлия Юзик. Невесты Аллаха.
jag
golovin1970
Юлия Юзик. Невесты Аллаха. Лица и судьбы женщин-шахидок, взорвавшихся в России. Москва: «Ультра. Культура», 2003.

Юлия Юзик – журналистка, работавшая в «Комсомольской правде». На момент написания книги ей было 22 года. Её имя мне известно с тех пор, как она одной из первых подписала составленное мной и Иваном Свенцицким обращение к журналистам, освещающим российско-чеченскую войну. О книге я раньше слышал, даже читал какой-то отрицательный отзыв на ичкерийском сайте. Но вот теперь эта книга попала мне в руки. Конечно, я разочарован.
Юлия Юзик последовательно исповедует конспиративную теорию, которую разделяют многие «мирные» и «пророссийские» чеченцы и которой отдают дань многие российский правозащитники. Мол, существуют некие тёмные силы в России и Чечне, которые друг с другом связаны (то есть связаны российские спецслужбы и верхушка чеченских бойцов), которые всё контролируют, которые решили развязать войну, которые заинтересованы в её продолжении, у которых нет ничего святого и которые во всём виноваты. А простые люди, в том числе и шахидки – жертвы этих людей. Из книги читатель может узнать, что Арби Бараев – вроде как сотрудник МВД (и темные силы заинтересованные в переводе чеченской войны на палестинский сценарий, заказали ему первый теракт, стр.27), Шамиль Басаев – связан с ФСБ (вытаскивается старая история о том, будто бы Басаев встречался с Волошиным на вилле во Франции перед походом Дагестан), что будущих шахидок для «Норд-Оста» собирал по всей Чечне сотрудник российских спецслужб Руслан Эльмурзаев со спецпропуском от Регионального оперативного штаба по проведению контртеррористической операции, что в ФСБ «поимённо» знают всех, занимающихся «вербовкой» смертников и организацией терактов, но не арестовывают их, потому что «нет команды» (стр.213). Я, конечно, могу ошибаться, но полагаю, что таковая картина мира – бред, но, тем не менее, пиарщики из спецслужб могут вполне благосклонно относится к распостранению (и распостранителям) таких идей среди чеченцев и правозащитников, потому что эти идеи не столько дискредитируют спецслужбы (ведь среди этих категорих населения они и так донельзя дискредитированы), сколько чеченское сопротивление.
Юлия Юзик при работе над книгой явно была в каком-то контакте с ФСБ. На стр. 26 она пишет, что была на Лубянке, что там с ней очень охотно беседовали на интересующую её тему, дали плёнку с предсмертной записью Хавы Бараевой. В беседах с родственниками шахидок она, например, уверенно заявляла: «Осенью вас уже допрашивали в ФСБ» (стр.58). И откуда у Юлии Юзик фотокопии паспортов шахидок "Норд Оста", их билетов на автобус, их посмертных фотографий из морга? С Лубянки, можно предположить. Первому попавшемуся журналисту их не дадут. Как-то у Юзик концы с концами не сходятся: если всё зло – в спецслужбах, то чего же ты идёшь за помощью по разоблачению зла на Лубянку?
В рассказе о «Норд-Осте» Юлия Юзик делает два сенсационных заявления: во-первых, никакой взрывчатки у террористов не было, это был спектакль (мнение о том, что не было взрывчатки, мне кажется вполне правдоподобным), во-вторых, самые главные террористки не погибли, а были выведены из ДК. Это неназванная по имени вдова Зелимхана Ахмадова (красавица с большими чёрными глазами, стоявшая рядом с Мовсаром Бараевым и отвечавшая на вопросу корреспондента), вдова Арби Бараева Марьям (Зура) Маршугова, Есира Виталиева и Мадина Дугаева (вторая из женщин, рядом с Мовсаром Бараевым). По Юзик, они есть в списках участников, но нет в списках убитых. Не могу ничего по этому поводу сказать. Важно то, что эта вторая сенсация отлично укладывается в схему мышления Юлии Юзик: запуганные и обманутые овечки всегда погибают, матёрые волки и волчицы, находящиеся под покровительством тёмных сил из спецслужб, получают деньги и здравствуют.
Я ничего не могу сказать по поводу четырёх якобы спасшихся террористок из «Норд-Оста», но могу уверенно сказать про другое заявление Юзик, якобы подтверждающее ее картину мира. На стр. 192 она пишет, что только в первых случаях женского шахидства женщины приводили в действие взрывчатку сами. А, мол, потом, за женщиной следовал куратор с дистанционным управлением и приводил в действия взрывчатку он. «Один её неверный шаг, свидетельствующий о попытке бежать или о замешательстве, - и куратор приводил в действие взрывчатку дистанционным управлением». Откуда Юзик узнала об этом? В следующем абзаце становится ясно, откуда – из доклада ФСБ! Звучит конечно впечатляюще для незнакомого с темой читателя. Но я бы при случае спросил Юлию Юзик: Назови мне хоть один случай, когда куратор взорвал женщину при неверном шаге? Как-никак, любой взрыв смертницы не остаётся неизвестным. Список терактов можно посмотреть тут http://kavkaz.memo.ru/newstext/chronics/id/770040.html или тут http://www.gazeta.ru/2003/09/15/istoria4e4en.shtml . И сколько же раз взрывались (или пытались взорваться) женщины шахидки, носящие взрывчатку на себе (не на автомобиле, когда никакого куратора сзади точно нет) до середины июля 2003 года включительно, когда была написана книга? Ответ простой: шесть. Причём четыре из них (Урус-Мартан, РОВД Грозного, Тушино и ресторан «Имбирь» в Москве) Юзик подробно описывает в своей книге, а ещё два (Илисхан-Юрт и Моздок) упоминает на стр. 215. И в каких это случаях женщин взрывал куратор, тем более за неверный шаг? Нет, в природе, очевидно, таких случаев, кроме, конечно, случая с Заремой в РОВД Грозного, которую, действительно, взрывал боевик снаружи, но, очевидно, не за неверный шаг, так как он вообще не мог видеть, что она делает внутри здания. А Юзик ведь рисует такую душераздирающую картину: «Это не ОНИ взрываются. Это ИХ взрывают. Похищают, готовят, одевают взрывчатку, под охраной привозят на место, выпускают в толпу, и, пока бедняга мечется в толпе, ища спасения, тот, кто привез её на место, набирает код и женщина разрывается в клочья» (стр.192). В толпе к тому времени женщины взрывались только в двух случаях – в Тушино и Илисхан-Юрте. Когда же взрывал куратор? Источником информации для таких душераздирающих обобщений послужил для Юзик, напомню, доклад ФСБ. Того самого ФСБ, которое через своих сотрудников готовило «Норд-Ост» и т.д., см. выше. Какое-то удивительно мозаичное сознание у Юлии Юзик! Это всё можно написать только при гипертрофированно развитой способности не додумывать ничего до конца.
Схема, с которой Юлия Юзик подходит к любой шахидке такова: эта женщина – жертва, которая была обманута (как минимум) и запугана своим палачём (мужчиной), потому и идёт на это. Палач остаётся жив, получает некие выгоды и, как правило, деньги. Решение проблемы шахидизма следует из этой схемы: «Остановите мужчин!» (Гл. 7), то есть вербовщиков, «кто приходит к ним с оружием в руках, и уводит за собой... кто рыщет по всей Чечне и ищет тех, у кого болит сегодня сердце и изранена душа» (стр.209). Начальник УФСБ по Наурскому району Сергей Ушаков говорит Юлии Юзик, что органы знают всех вербовщиков поимённо, но нет приказа (стр.213). Так к кому же обращает свой крик «Остановите мужчин!» Юлия Юзик? Да ни к кому конкретно, просто «к тем, кто в силах сделать это» (стр. 216). При такой её мозаичности сознания ожидать какой-то конкретики не приходится. Но если додумать за Юлию Юзик, то в соответствии с её картиной мира сделать это могут разве здоровые силы в ФСБ! Ничего другого мне в голову не приходит. Не к американцам же она обращается. Никакого намёка, что в Чечне необходимо политическое урегулирование, переговоры, нет и в помине. В этом направление Юлия Юзик даже не начинает мыслить. «Остановите мужчин!» - вот и весь рецепт.
Если исходить с точки зрения, что в Чечне идёт российско-чеченская война, и чеченской стороной руководят не наймиты злых сил, желающих, как минимум, «поддерживать нестабильность в регионе Северного Кавказа», а какие-никакие выразители воли своего народа, то все факты в книге требуют иной интерпретации и книгу надо переписывать заново. Юля, дорогая, ведь вы же были в здравом уме и твёрдой памяти, когда подписывали моё «Обращение к журналистам и общественным деятелям, признающим необходимость прекращения войны в Чечне и начала мирных переговоров» http://viktorpopkov.narod.ru/appeal.htm . Ключевые слова там «Именуя подрывы, обстрелы, боестолкновения с федеральными силами "терактами", а бойцов чеченского Сопротивления, совершающих эти "теракты", "бандитами", "террористами", а в лучшем случае - "боевиками", вы транслируете официальную идеологию, стремящуюся представить чеченскую войну как борьбу с терроризмом и бандитизмом, и вводите в заблуждение миллионы ваших зрителей, слушателей и читателей.» Я то надеялся, что ходя бы из под пера подписантов этого обращения ничего подобного «Невестам Аллаха» выходить не будет. Да видно зря.
Посмотрим каким выражениями Юзик описывает историю Хавы Бараевой «Исполнитель этого чудовищного преступления ... Арби Бараев не пожалел ради отработки заказа своей двоюродной сестры» (17), «Рядом с ней сидела ещё одна обманутая девочка – 16-летняя Луиза Магомадова» (22), «Кто бы знал, что первым в истории России терактом, совершённым женщиной-камикадзе, стоит несчастная любовь, наркотики и предательство» (стр.25). В этом «теракте», кстати, погибли двое и ранены пятеро омских омоновцев и ни один мирный житель не пострадал, так что, смотрите, Юля, ещё раз обращение, которое вы подписали! Но главное не в этом. Здесь та же схема: палач Арби Бараев, отрабатывая заказ неназываемых тёмных сил, обворожив и обманув двух девочек-жертв, отправляет их на смерть. Эта схема хорошо бы смотрелась, если бы сегодня Бараев, заработав на этом и других «заказах» состояние, жил в своё удовольствие где-нибудь в Эмиратах. Но Бараев погиб в результате многодневной операции федеральных сил в Алхан-Кале, проводимой специально по его поимке. Насколько я могу судить, Бараев по сумме своих дел есть позор чеченского народа, но при этом он искренне считал себя мусульманином, войну чеченцев с Россией – Джихадом, а погибших на этой войне – шахидами, отправляющимися в Рай. По крайней мере, не думаю, что у Юлии Юзик есть какие-то основания полагать обратное. Так как же можно здесь говорить об обмане и предательстве? Он сделал лучшее, что мог сделать для человека в его системе ценностей: открыл двери Рая. Ведь, вообще говоря, садить двух девушек вместо одной с прагматической точки зрения совсем не нужно: для отработки заказа вполне хватит и одной. Но в машине смертников нередко сидят по двое. Я когда-то прочитал, что в грузовике, взорвавшем здание чеченской администрации 27 декабря 2002 года сидели отец и его 15 летняя дочь. Зачем он посадил рядом собой дочь? У меня есть только одно объяснение: хотел такми образом открыть ей дорогу в рай. Юзик пишет, что когда машина с девушками неслась на блок-пост, «мужчины подло стояли в кустах и снимали происходящее видеокамерой». А может они завидовали тем, кого амир выбрал на это задание? Не могло такого быть?
Схема Юлия Юзик работает только при неявном предположении, что все вербовщики шахидок – циничные, ни во что не верящие люди, действующие ради отработки заказа тёмных сил. Если же предположить, что и сами вербовщики верят в Аллаха, в рай и в то, что шахиды прямиком отправляются туда, то схема тотчас рассыпается. В этом случае уже невозможно говорить об обмане, зомбировании, втирании в доверие, накачивании религиозными идеями и т.д., о чём только и говорит Юлия Юзик. Ведь если признать, что некий человек желает открыть другому истину о предназначении человека, смысле жизни, то невозможно называть его вербовщиком. Схема, повторяю, рушится сразу. И вырисовывается другая: в Чечне существует очень сильное религиозно-мотивированное воооружённое подполье, которое способно выделять из своей среды и женщин и мужчин смертников. Другое дело, что это подполье существует в среде традиционного общества, где личность, тем более личность женщины, недостаточно выделена из клана и семьи. Отсюда обстоятельство, которое черезвычайно поражает и возмущает Юлию Юзик: что значительное число женщин-смертниц не рвалось, мягко говоря, стать таковыми. Что их желания никто не спрашивал, а они просто были поставлены перед фактом. Меня тоже это обстоятельство возмущает. Но надо понимать, что это не есть некая злая воля и бессердечие окружающих женщину людей. По другому в той среде почти не бывает. Ведь большинство решений в традиционном обществе принимаются не лично человеком, тем более, если этот человек – женщина. А отцом, мужем, кланом, стариками, амиром и т. д. Я вот, кстати, никогда не слышал о ситуации, года отец и сын или два родные брата воюют в Чечне по разные стороны. Всегда на одной. И если переходят на другую сторону, то тоже вместе. Тем более, не представляю себе ситуации, когда муж переходит на другую сторону, а жена не разделяя его выбор, с ним разводится. Я полагаю, если бы приняться исследовать жизненные пути смертников-мужчин, то тоже можно найти примеры, когда их ни о чём не спрашивали, а ставили перед фактом. Нурпаша Кулаев, участвовавший в захвате школы в Беслане, вроде бы такой пример. Можно возразить, что Кулаев не был классическим смертником, а только участвовал в чрезвычайно опасной операции. Но у Юзик тоже ведь нет примеров, чтобы женщина обвязалась взрывчаткой, пошла и взорвала себя при явном нежелании.
С чем Юлия Юзик успешно справляется, так это с дискредитацией чеченского сопротивления. Общая схема, о которой я говорил выше, его полностью дискредитирует. Приведу ещё два примера. Юзик пишет, что вербовщик Айзы Газуевой, взорвавшей военного коменданта Урус-Мартана Гаджиева, получил за свои труды 200 тысяч долларов (стр.33). Ну откуда она знает? В лучшем случае, «люди говорят», а в худшем – от ФСБ. И ещё не раз она будет свободно оперировать суммами, ходящими среди «ваххабитов». В любом случае, сумма в 200 тысяч долларов мне представляется абсолютно нереальной. Второй пример: в главе о готовившей «Норд-Ост» Есире Виталиевой Юзик пишет: «По моей информации, сами Масхадов и Басаев поручили ей курировать подготовку женщин-смертниц» (стр. 142). То есть, Масхадов готовил «Норд-Ост»! Поздравляю, Юля! Все, кто воспринял вашу книгу за чистую монету, никогда о переговорах и политическом урегулировании думать не смогут.

Зафрендил.
Очень толково.

Здравствуйте! Не подскажите, где найти телефон Юзик?
Очень надо для одной французской газеты.

У Юзик есть свой ЖЖ. Пару месяцев назад был скандал по поводу её увольнения из "Комсомольской правды". Найдите её ЖЖ и пишите туда. Ну и в "Мемориале" могут знать.

спосибо что ты это написал я нохчи жыву в москве ну ты просто в точку попал я просто не пойму цель юзик она нас хочет хорошо показать или она на этом деньги делает?

Я не думаю, что у Юлии Юзик есть какое-то желание хорошо показать чеченцев в целом или как-то помочь им. Недавно я читал в её ЖЖ весьма негативные рассуждения о дагестанцах. Но я думаю, что ей действительно стало жалко этих женщин, когда она узнала, что многие из них идут на смерть не совсем добровольно. Ну а то, что эта книга была переведена на несколько европейских языков и Юзик получила за неё какие-то деньги (и думаю, что немалые) - это факт, но в самом по себе получении денег за книгу нет ничего плохого. Другое дело, что это плохая книга.

Увожаемый golovin1970 ([info]golovin1970) !
Я могу Вам прислать открытое письмо к Ю.Юзик в котором я пух и прах разнес ее ложь и вранью в книге Невесты Аллаха. Если Вы желаете знать правду свяжитесь по адресу:
wsxert@mail.ru

Блин, об одном жалею, что не знала я об этой её поездке в Осло в 2005 году, не поленилась бы сходить и задать пару критических вопросиков на презинтации книги. Было бы интересно увидеть, как она выкручивается перед норвежской прессой. Девушка на момент написания книги элементарных познаний о исламе не имела, вот он юношеский максимализм. Тут вся Норвегия эту книгу за чистую манету приняла. Прочитала я её на днях, как же меня теперь жаба душит, что деньги на неё выкинула. Буквально с 5-ой страницы насторожил резкий тон книги, совсем не похожий на тон подобных книг, написанных норвежскими авторами. При чтении норвежских авторов ни разу не засомневалась в правдивости написанного, тут же, дочитав до 5-ой страницы позвонила другу и спросила не читал ли он книгу, т. к. сомнения закрались в голову, жалко не читал(впрочем ничего не потерял от этого).

Да, и на шведский эту книгу перевели. О том, что существуют книги о Чечне, написанные норвежскими авторами, я не знаю, буду благодарен за ссылки. Знаю, что в Норвегии работает Павел Баев.

Re: ...

(Anonymous)

2010-03-31 05:01 pm (UTC)

Здравствуйте. Есть несколько авторов, которые писали о Чечне и конфликте на Северном Кавказе(фактически даже Тур Хеирдал и Кнут Гамсун писали в своё время о Чечне и Кавказе, это так, к слову типо :) ), я всех к сожелению пока не смогла найти, но одну книгу прочитала, у одного товарища одалживала. Автора имя я напишу латиницей, как есть, т. к. различатся сильно транслитизация и названия будут, я вон Юлию Юсик искала в рунете с её "Чёрными вдовами Аллаха", с пол года :) В общем имя автора Siri Lill Mannes(возможно Сири Лиль Манне(э)с по-русски?), название книги "Livvakt i helvete. Aleksandr og krigen i Tsjetsjenia"(возможно "Телохранитель в аду. Александр и война в Чечне"). Она эту книгу написала в содействии непосредственно с Aleksandr Voda(Александр Вода). Вот краткий очерк(прошу прощение за кривой русский, переводить буду дословно):

"Александр Вода завербовался в добровольцы, что бы принять участие в борьбе против терроризма в Чечне. Его опыт из элитных подразделений КГБ , из боевых искусств и из милиции сделали его солдатом пользующимся спросом. Многие русские генералы выбирали Александра своим телохранителем и он следовал за ними тенью везде. Он слышал генералов, которые поощряли убийство как мирных жителей, так и своих же солдат. Он видел приказы превращающиеся в жизнь. Он стал свидетелем того, как секретные службы работали вместе с террористами, мучили невинных заключённых и убивали чеченских детей. Самого Александра просили перерезать горло одному надоедливому журналисту. Когда он забил тревогу по поводу этих отношених его самого поставили на смертный лист. Впервые один солдат сидящий на подлинной информации решился говорить против протв президента Путина. Александр видил эту так называемую войну с терроризмом изнутри и понимал её как ни что иное, как большая провокация. Его рассказ является уникальным документом. Сири Лиль Маннес рассказывает тут историю Александра и позволяет встретить нескольких чеченских свидетелей террора. В то же время сегодняшние ужасы ставятся в раммы истории(что-то в смысле того, что история повторяет себя переодически). "Телохранитель в аду" является так же важным документом о людях, культуре и истории в Чечне".

Как-то странно сейчас.. Недавно книгу прочитала, а позавчера снова подобный терракт произошёл :( Жалко погибщих и их семьи :(

Re: ...

(Anonymous)

2010-03-31 05:15 pm (UTC)

http://www.guruguiden.no/i10885/Siri_Lill_Mannes_-_Livvakt_i_helvete__Aleksandr_og

Вот это о книги критики пишут. Норвежка эта в Чечню тоже ездила. Тон книги совершенно другой и типо видно, что она действительно ресёрч делала, а не кур смешила, как Юзик.

Хотелось бы знать, как в 22 года можно об этом судить. Еще та Ксюша! Я говорю об этом потому, что в прокуратуре проработал болше 20 лет и был в Баку и Кировобаде в конце 88 года. Если кто в теме, знает, что там было.

Ещё та Ксюша.:)

abu_tir

2010-10-19 02:45 am (UTC)

Шалом.
Спасибо Вам за откровенный разговор.
Тем не менее в ЖЖ среди вайнахов она популярна, с её мнением считаются.
Я с Вами полностью согласна про возраст : так не бывает.

теперь и журнала нет, надеюсь с Юлей все впорядке, хотя ее крайняя запись была весьма откровенна, а это как водится у НАС не любят

О, а я не знал что "журнала нет" и успешно продолжаю иногда заглядывать и прочитывать, если что-либо кажется интересным:)

если новый, пришлите на почту полиз kap-o@mail.ru

Арби Бараев был постовым гаишником в течении меньше одного года затем уволился по собственному желанию на этом все его связи с мвд навеки завершились да и само собой разумеется это не было извините за выражение мвд рф
юля реально гонит отрабатывая своей писаниной чей то заказ за что желаю ей самой стать шахидкой на пути Аллаха

You are viewing golovin1970