jag

Журнал Ярослава Головина

Политика, история, философия, жизнь

Previous Entry Share Next Entry
О гуманистической и религиозной этике.
jag
golovin1970
Раввин Захария Матитьяу рассуждает о гуманизме и гуманистической этике (причём оказывается знаком с гуманистическими манифестами):
" Гуманистические принципы выглядят очень красиво, и каждый согласен их принять. Не сложно убедить человека применить эти принципы по отношению к другим. Но как убедить человека принять их и для самого себя, когда они идут вразрез с его личными интересами? Давайте рассмотрим схему морального поведения человека с точки зрения гуманизма. Как человек должен действовать, если гуманное отношение к другим требует поступиться своим эгоизмом?
С точки зрения гуманизма, человек должен понять, что добрые дела выгодны прежде всего ему самому. Если все люди станут последователями нравственности гуманизма, то всё общество будет процветать, что выгодно и хорошо прежде всего для каждого из представителей этого общества. Поэтому правильно и хорошо для каждого человека соблюдать данные принципы нравственности. Другими словами, если все люди будут хорошими, то это хорошо для всех.
Достаточно ли этого доказательства, чтобы убедить человека?
Например, как можно убедить человека не воровать с точки зрения гуманизма? Обычный ответ: путём воспитания. Но как объяснить ре-бёнку, что нельзя воровать?
Во-первых, ему объясняют, что это чревато для него плохими последствиями, если попадётся. Также рассказывают, что воры крадут у всех, то есть у него тоже, что, конечно, плохо, и всем не нравится. Так что лучше жить в обществе, где никто не ворует.
Мы видим, что все объясняется с позиции эгоизма. Всегда, даже выбирая нравственность, человек руководствуется эгоизмом.
Иногда ребёнку объясняют по-другому:
— Если украдут у тебя, тебе будет приятно? Точно также это неприятно другому. В этом объяснении используется принцип: «Не делай другому то, что не хочешь для себя». Он цитируется в Талмуде от имени Илеля: «Ненавистное для тебя, другу своему не делай». Однако этот принцип требует объяснения, также как принципы «не воруй», «не убивай» и так далее. Ведь непонятно, в конце концов, почему не делать, если для меня это хорошо? Как убедить ребёнка принять данный принцип? И снова возвращаемся к ответу:
— Потому что так хорошо для самого человека. Получается, что гуманизм хочет убедить человека поступиться своим эгоизмом ради принципов гуманизма, чтобы удовлетворить свой эгоизм. Поступиться эгоизмом ради эгоизма...
...Невозможно эгоизмом победить эгоизм. Невозможно эгоизму противопоставить эгоизм.
Когда ребёнку объяснили, что не стоит воровать, потому что за это сажают в тюрьму, маленький человек не получил объяснения, почему нельзя воровать, зато наверняка понял, что нельзя попадаться! А заодно ему стало понятно, что если, украв, он не попадётся, то всё будет хорошо.
А когда ребенку объясняют, что не стоит воровать, потому что воровство наносит ущерб обществу, а значит, и ему самому, он понимает, что не красть — его личный интерес. То есть это объяснение также, как и предыдущее взывает к его эгоизму, который однажды скажет: «Я очень хочу это, хоть оно и чужое». Что победит в этом противостоянии личных и общественных интересов?
Ясно, что в психике человека личная выгода всегда преобладает над интересами общества, «свой» эгоизм ему ближе, чем эгоизм «общественный»:
— В конце концов, почему должно быть хорошо для общества? Чтобы мне было хорошо. А мне хорошо именно так!"
Мой ответ. Всё это -вариации на старую тему "Если Бога нет, то всё позволено". Воспитанный на гуманистических принципах человек может последовать своему эгоизму и украсть разве перед лицом голодной смерти или в совершенно безвыходных обстоятельствах. А в обычных, неэкстремальных условиях, гуманист ничего красть не будет, ведь, как верно пишет раввин "воровство наносит ущерб обществу, а значит, и ему самому, он понимает, что не красть — его личный интерес". Гуманист склонен расширять своё "Я", свой эгоизм, на всё общество, всё человечество. Альтернатива, которую предлагает раввин - это нравственность, основанная на внешней санкции "Ребёнок должен знать, что запрет воровать — это не его личный интерес, а истина извне, непостижимая для человека и не подлежащая обсуждению. Только тогда есть надежда, что он примет его как моральный принцип и согласится подчинить ему свой эгоизм." То есть может тот принцип, которому тебе предлагается следовать - тебе непонятен и кажется неразумным, но ты обязан ему следовать, потому что так сказал сам Бог! И наверное сам раввин Захария учит своих учеников тому, что нельзя воровать, убивать, врать, потому что сам Бог это запретил. Но другой раввин может учить, что необходимо убивать иноплеменников, душить, побивать камнями и сжигать преступников и т.д., потому что сам Бог это повелел. Ссылки, в каких местах Бог это повелел, раввин Захария приводит в начале статьи.

?

Log in