golovin1970 ([info]golovin1970) wrote,
@ 2008-07-15 21:28:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Литература, Чечня

Захар Прилепин.
Сегодня меня зафрендил Захар Прилепин. Я читал когда-то отрывок из "Патологии" и когда начинал, то имел предубеждение, что раз это пишет непосредственный участник чеченской войны, то будет явно или неявно себя и своих оправдывать, а противника принижать. Читал, читал и ничего подобного не заметил. Сегодня посмотрел в поисковике и наткнулся на его интервью. Вот отрывок:

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что внешнее управление, осуществляемое такой страной, какой сейчас является Россия, ничем не оправдано. Едва ли она вправе навязывать кому-то свой образ жизни. Конечно, Чечня была куда более криминализованной территорией, нежели сама Россия (хотя и с этим можно поспорить). Но говорить об этом варианте смешно и грешно также точно как о праве России устанавливать свои порядки в Украине или в любой другой бывшей советской республике. Ну что мы им, собственно, можем предложить, какой такой проект мы создали за минувшие 20 лет? Мы ничего такого не имеем, чтобы с нами иметь дело. И поэтому, это внешнее управление для Чечни станет возможным, если внутри нашей страны кардинально изменится ситуация. А пока она безрадостная. Ощущение самих себя, крайне пессимистическое, лишает нас всякой силы и права на что-то. Ужасное моральное, политическое, культурное, психологическое самочувствие свойственно сегодня всем в России - власти, антивластным силам, интеллигенции, культуре, писателям едва ли не поголовно, в общем, всем. Поэтому начинать меняться мы должны с себя.
http://www.caucasustimes.com/article.asp?id=12096
Почти тоже самое, что и я всегда говорил. Причём, такой ясной антиимперской (и надо думать, антивоенной) позиции я не ожидал ни от бывшего "федерала", ни от члена НБП. Вообще, я ни разу в жизни не общался ни с одним членом НБП. Не могу понять, чего они хотят. Двое меня зафрендили, я полез в журнал одного из них и увидел что-то подобное, что как хорошо, что Иран атомную бомбу создаёт, побыстрей бы Израиль разбомбили. Причём почти со всем, что пишет Лимонов на Гранях.Ру я согласен. Но это отвлечение. Интересно бы выяснить такой вопрос. Захар Прилепин ведь сам ативно поучаствовал в "навязывании своего образа жизни" чеченцам. Как он сам с этим живёт?




(10 comments) - (Post a new comment)


[info]zonnenrad
2008-07-15 09:44 pm UTC (link)
Тут нет антиимперской позиции. Захар не выступает против возрождения мощи России. Он просто говорит, что России прежде чем навязывать окужающим себя, надо сначала преодалеть негатиные процессы внутри себя самой.

(Reply to this) (Thread)


[info]golovin1970
2008-07-15 10:12 pm UTC (link)
То есть, как я понял, он не против навязывания Россией себя принципиально, а только против навязывания себя в данный исторический момент. Хм... Понятно.
Конечно, что ещё понимать под навязыванием. Можно "навязывать" себя по-западному, то есть демонстрацией преимуществ, политической поддержкой своих компаний, субсидиями на курсы своего языка и т.д., а можно бомбами, армией, уничтожением СМИ, оппозиции и т.д.

(Reply to this) (Parent)


[info]prilepin
2008-07-16 09:55 am UTC (link)
День добрый и Вам!
К сожалению, позиция моя не антиимперская, и даже не антивоенная.
Действительно, я не вижу особого смысла в современных внешнеполитических закидонах российской (по недоразумению) власти.
Всё это область исключительно RP-технологий, при чём внутреннего пользования.
Но я ничего не имею против имперской политики вообще, и вослед за Достоевским и Хлебниковым безусловно приветствую расширение России за счёт Кавказа и Азии.
Но в одном я с Вами согласен - экспансия должна быть в первую очередь интелектуальной, и только в крайнем случае может быть использовано оружие. А оно безусловно будет использоваться всегда.
Что касается финального вопроса в Вашем посте - то лично я живу хорошо, и никаких противоречий в своей деятельности и в своих высказываниях не нахожу.
Всего доброго!

(Reply to this) (Thread)


[info]golovin1970
2008-07-17 12:11 am UTC (link)
Спасибо за ответ.
Вот уж я удивился так удивился ссылкой на Достоевского. Посмотрел в поисковике и действительно нашёл пару страниц в "Дневнике писателя" его рассуждений о желательности покорения Азии (в связи с взятием Геок-Тепе). А про его отношение к покорению Кавказа вообще ничего не нашёл.
В целом, я представляю себе ситуацию так, что Достоевского весьма волновал вопрос об объединении славян и он видел миссию России в этом. А об Средней Азии (и возможно о Кавказе) он высказался несколько раз (если не один) по случаю, просто был "за наших, за Россию" и никаких геополитических идей у него за этим не стояло.
Ну а насчёт противоречий, так я почему-то думал, что эти оценки, что Россия не вправе навязывать, устанавливать свои порядки и т.д. у вас появились после службы в Чечне. Что это есть какая-то переоценка. А оказывается, что можно одновременно служить в армии, навязывающей российские порядки, и осуждать навязывание российских порядков. И не видеть противоречия между делами и словами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]prilepin
2008-07-17 07:15 am UTC (link)
"Один раз, по случаю" - это очень забавно звучит.
И про отсутствие у Достоевского имперских геополитических идей.
Вам, верно, этого очень хочется? К сожалению, это не так.

В Чечне я был 12 лет назад, а процитированное Вами интервью - прошлого года. Ничего "одновременного" тут нет. Если Вам угодно я ещё раз изложу свою позицию: нынешняя Россия не имеет никаких оснований претендовать на экспансию - оттого, что является стыдной, слабой и дурной страной. 12 лет назад у меня ещё были иллюзии касательно состояния России. Сейчас их нет. Но переоценка ценностей произошла в нулевые годы, а не в Чечне.

Но если в России произойдёт смена властных элит (а она произойдёт), я приложу все усилия для того, чтобы влияние моего государства на евразийской территории было тотальным. Собственно, к этому стремились фактически все люди, которым выпало за тысячу лет править Россией.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]golovin1970
2008-07-17 01:28 pm UTC (link)
Значит переоценка, как я и думал, всё-таки была. То есть сейчас бы вы снова в Чечню не поехали и другим бы не советовали.
Несмотря на видимую провокационность ваших утверждений я вижу, что при определённых оговорках может не быть противоречия между мной, либералом, и вами, национал-большевиком, не только в тактике (действиях по смене нынешней власти), но в стратегии. Если будущая Россия будет навязывать на евразийской территории демократию, гражданской общество и законность ненасильственными методами, то я тоже приложу все усилия для такого влияния. А разница вроде бы в том, что для всех, кто не стесняется называться националистом, на первом месте при рисовании картины желательного будущего стоит "моё государство" (или "мой народ"), а для тех, кто называет себя либералом - ценности, которые будут в обществе воплощены. Для националиста не очень ценна свобода без своего государства, а для либерала не очень ценно своё государство без свободы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]prilepin
2008-07-22 06:25 am UTC (link)
Солидарен с каждым словом. Жму Вашу умную руку.

(Reply to this) (Parent)

Достоевский (мнение)
[info]desbarajuste
2009-06-20 03:12 pm UTC (link)
Извините, что "лезу".

Достоевский нечто подобное писал году в 1877-м.
И мне, например, это странным не кажется. Более интересный вопрос - вослед за кем из современников Вы это говорите.

Кто не был империалистом в 19-м веке, тот был слабым.
Если не мы - то они нас. Если посмотреть на период с 15 до 20 века, то это совсем становится очевидно. Основная модель укрепления мощи государств (Голландия, Англия, Испания, Португалия, Франция, Россия) - прирастание землями и их эксплуатация.
Кризис этой идеи обнаружился, по-моему, в I Мировой Войне, когда все хотели земли. Затем, во II МВ, земли хотели уже не все, а, скажем, некоторые, включая нас. А англичани и проч. расстались даже с тем, что было, хотя Черчилль Индию и не хотел отдавать, консерватор.

Сегодня невозможно себе представить такую Францию, которая мечтает присоединить Австрию или Германию или даже Тунис, который отдали в 1956-м году. Как известно, Европа уже почти одно государство, я встречал уже взрослых людей, у которых, напр., мама из Мадрида, а папа из Лондона и т.д.

Проекты объединения Европы (с одной деньгой и парламентом) существовали с 16-го века, и этому всегда препятствовали интересы местных политиков и как следствие - местные национализмы. В 1800-1903 гг. появились уже объединенные государства Германия, Норвегия, Румыния, Италия и пр., и национализмы уже общегерманские, общеитальянский и пр.
Сейчас в Европе осталась одна страна, которая тоже христианская, тоже хотела бы без визы на учебу в Лондон или за пивом в Чехию, но в то же время хочет "землю". В это время другие берегут людей и технологии даже как капитал, мы же не публикуем фамилии погибших солдат, чтобы знать, кто сына подарил. Уж не говорю о размере их пенсий по инвалидности. Зато земли много. Мне кажется, это немного устарело, и земли все равно будет мало, либо северокорейский вариант.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Достоевский (мнение)
[info]prilepin
2009-06-20 04:05 pm UTC (link)
ничего страшного

по большому счёту всё это ерунда нехорошая

я часто общаюсь с европейцами и самые умные из них переживают, что чувство национальности размывается, люди становятся аморфными, равнодушными к своему государству

в этом случае выиграют другие, с более острым чувством почвы. рано или поздно

я не желаю России такой судьбы. Тем более что и имперскость у нас очень разная с европейской

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: коротко, Достоевский
[info]desbarajuste
2009-06-20 04:25 pm UTC (link)
Что именно ерунда нехорошая - не понял, но спасибо.
То, что сейчас влияют не засчет присоединения земли?

О размывании в Европе. Особенно переживают по поводу размывания националисты с полит. интересами.
Думаю, Вы не станете отрицать, что были кривичи, поляне и многие другие племена, но размылись, блин. Своеобразие потеряли и не воюем друг с другом. Жалко даже. Но процесс объединения племен неизбежен.

Многие люди живут в объединенной Европе, это действительно одно государство. При том говорят о сохранении своеобразия, им никто не мешает петь свои народные песни и есть свою еду.

Но то, что нет германо-французской войны - для них не ерунда.

"в этом случае выиграют другие, с более острым чувством почвы".
Смотря что считать выигрышем.
Выиграют ли они европейскую землю, которую европейцы считают своей? Они могут туда приехать, потому что им позволили - и пытаться стать европейцами. И станут. Есть знакомые турки-немцы, напр.

Что то мы за компьютером, а там выходные... Хор. воскресенья

(Reply to this) (Parent)


(10 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…